Абдималик Нысанбаев/ОЗАРЕНИЕ ДУШИ, или Что останется после нас
академик,
доктор философских наук
ОЗАРЕНИЕ ДУШИ,
или Что останется после нас
Размышляя о достижениях современной казахской литературы, хотелось бы особо отметить лиризм и проницательность произведений Алибека Аскарова. Читая его рассказы и повести, невольно задумаешься о смысле жизни человека.
***
Рассказ Алибека Аскарова «Души прекрасные порывы», написанный несколько лет назад, но переведенный недавно, и не потерявший своей актуальности и поныне, понравился мне реальностью бытовых деталей и основной мыслью — о времени и людях, утверждающих себя на земле. Не всякому это утверждение удается, и лишь когда к герою рассказа Бектургану приходит озарение, как ему следовало жить, когда он воспаряет на волне высоких чувств и устремлений во благо людей, лишь тогда и нам открывается окрыленность души человека, направленная на пользу односельчан, будь то военные подвиги его сверстника Кумаркана, которому в ауле поставлен памятник, или итоги многолетнего трудового пути Есиркепа, ставшего Героем труда.
К этой мысли-вопросу: «А что ты сделал для людей?» Бектурган возвращается неоднократно, тем более, что его одолевают болезни, да и не за горами уже время ухода из этой жизни. Ощутив серьезность болезни, он глубоко задумывается о смысле бытия, о том, что и жил он как-то уж слишком привычно и обыденно. Казалось бы, он человек труда - и кузнец, и шорник, и плотник, и вообще мастер на все руки. И вот уже на старости лет в его душе возникло чувство неудовлетворенности сделанным, тем обычным трудом, которым занимаются многие вокруг.
Неужели он так и исчезнет без следа? Что-то же должно остаться после него, чем утешит он себя в последние мгновения...Чем особенным отмечен его путь? Правда, он никогда не брал чужого, всю жизнь честно трудился. Вырастил детей, дождался внуков. Не носил лохмотьев, не побирался, выпрашивая кусок хлеба, жил как все. Довольствовался малым и благодарил Создателя за это. И все же, не слишком ли обычно, бесцветно такое непритязательное существование? А может он, бедолага, так и уйдет из этого бренного мира, не постигнув истинного смысла жизни и не оценив столь щедрого дара природы?
И тут судьба словно услышала зов неудовлетворенной мечты. Село однажды лишилось бани: взорвалась емкость. А ведь баня-то нужна всем и притом чуть ли не каждый день. Так в голове Бектургана рождается мысль о строительстве новой бани, столь важной для аулчан.
Бектурган исподволь, в тайне от многих, начинает строительство, скрупулезно и с трудом собирая необходимые строительные и другие материалы. Сделать такое тяжелое дело одному, тем более аксакалу, удается крайне сложно. Но, озаренный идеей, Бектурган трудится не жалея сил.
И вот однажды среди аулчан поползли слухи о краже Бектурганом строительных материалов, что было жестоко и несправедливо в отношении почтенного человека, - никогда он не зарился на общественное добро. Даже родной сын и тот поверил в эти слухи. А тут, к тому же, приехали да забрали все, что заготовил он для строительства новой бани.
Да, оказывается, непросто подняться над бытом и суетой повседневной жизни, особенно когда убеждаешься, что мечта эта осталась лишь в твоем гордом сознании (так и будут говорить - «баня Бектургана»). Что время твое давно ушло, а белолобый аргамак, которого ты мечтал оседлать, промчался мимо. И Бектурган был вынужден признать это.
Так завершается рассказ. Вопросы же о том, что сделал ты для людей в этой жизни, как проявились светлые стороны твоей души в мечтах о деле, полезном для других, остаются и заставляют читателя размышлять о смысле бытия. Глубинный тезис о жизненном предназначении человека скрыт казалось бы в обыденном, почти бытовом повествовании. При этом мысль писателя заострена безвозвратностью времени, которое каждый из нас пытается оседлать как иноходца.
Правда, не каждому это удается.
И тогда понимаешь: чтобы оставить память в сердцах людей, порой недостаточно даже светлых душевных порывов, требуется едва ли не всю жизнь посвятить большому нужному делу - причем целеустремленно, вкладывая весь свой талант и нерастраченные силы, думая о своем предназначении в этом мире не в конце жизни, а с юных лет. Такова извечная мысль человечества - о трагедии зарытого таланта, о богатых возможностях души и сердца, которые мы призваны подарить людям, оставив о себе добрую и светлую память.
Так рождаются самые сокровенные мысли героя, когда он буквально прозревает. А что если на самом деле он был рожден булатной секирой, который не сумели воспользоваться. Почему его неуемная энергия была распылена по-иному... Кого винить, кто даст ответы на волнующие его вопросы?
Но нет ему ответа.
Концовка рассказа далека от оптимизма, о чем свидетельствует горькое сожаление героя о своих, на его взгляд, неудачах. Но для нас, читателей, не менее важно и другое - озарение души Бектургана, его порыв и воспарение над обыденным существованием людей с мелочными или корыстными интересами. Автор говорит нам устами своего героя: рождение детей и повседневная добрая работа - этого еще недостаточно, чтобы оставить след в памяти людей. Важно очнуться от суеты обыденной жизни, ощутить свое предназначение на земле. И это озарение приходит к Бектургану, пусть поздно, временно, но счастливо, помогая ему подняться над житейской суетой и ложью, над непониманием жестоких, бездумных или алчных людей.
И пусть нашему герою не удалось возвести «баню Бектургана», пусть преследуют его страдания, невзгоды и болезни - несмотря ни на что он счастлив своим озарением, окрыленный порывом своей души, когда думал о людях.
А без этого трудно ощущать себя человеком.
Газета «Казахстанская правда»